Владимир Неустроев : «Я счастлив своей професcией»

Добиться встречи с этим доктором крайне трудно. Правда, если только Вы не пациент. Интересы пациента он ставит превыше всего. Его стремительная карьера – не результат тщеславия. Он преследует одну единственную цель – быть максимально полезным своим пациентам. При этом он чрезвычайно скромен, застенчив, всегда сдержан и уравновешен. Эти качества восхищают окружающих. А для него это – норма жизни и отношений с окружающими. Он не понимает и не принимает восторженных отзывов в свой адрес.

Владимир Геннадьевич занят всегда – проведение исследований, консультации пациентов, деловые встречи, телефонные переговоры, повышение квалификации, командировки и т.п. Поэтому наше интервью с заведующим отделом эндоскопии Иркутского диагностического центра к.м.н. Неустроевым Владимиром Геннадьевичем длилось долго (его постоянно отрывали по неотложным делам), но зато мне удалось лично убедиться в том, что для своих пациентов Неустроев – широкая душа, а для коллег – надежная спина.


Владимир Геннадьевич, есть такое высказывание: «Когда человек выбирает себе профессию, он выбирает себе судьбу»

- Можно сказать, это моя судьба. Я счастлив своей работой, она мне в радость. Свой юношеский взгляд на медицину я обратил в старших классах. Гуманитарий по складу ума, все же интересовался биологией, живыми организмами - дома всегда были домашние животные. Моя мама – библиотекарь, она подбирала и приносила читать интересные книги (часто про выдающихся врачей), разговаривала со мной о медицине, так сказать исподволь развивала во мне интерес к врачеванию. Хотя в семье медиков не было. Но, видимо, маме очень хотелось, чтобы сын стал врачом. И я поступил в медицинский институт.

Что значит для Вас - быть врачом?

- Сложный вопрос. С первых дней учебы в медицинском институте полностью погрузился в нее и просто бредил хирургией. С первого курса стал ходить на кружок «госпитальной хирургии», а затем дежурить и «волонтерить» в областной клинической больнице. А уж если дежурство выпадало под руководством Евгения Григорьевича Григорьева – (ныне главного хирурга Сибирского федерального округа, члена-корреспондента РАМН) - это было большой удачей для всех студентов. Он давал такие знания и навыки, которые никакая лекция не заменит. Оперирует Григорьев как Бог, и ассистировать ему было большой честью.
После окончания 2-го курса меня призвали в армию. После - восстановился на 3-й курс института. Вот тогда и произошло более тесное знакомство с эндоскопией1. Сергей Васильевич Журавлев (в том момент он работал врачом -эндоскопистом в Областной клинической больнице) показал в видеозаписи на экране монитора, как он удаляет большой полип. Возможно, трудно поверить, но для меня открылась красота эндоскопии и осознание того, что можно не только видеть то, что не видно другими способами, но и провести операцию более безопасно, почти безболезненно и нетравматично. Стал учиться эндоскопии. Через некоторое время заведующая отделением областной больницы Римма Георгиевна Трухан доверила мне ключ от бронхоскопического кабинета. В нем довелось не только работать, но часто и жить, в прямом смысле этого слова (улыбается). Я родом из Ангарска, а загруженность исчислялась, можно сказать, 24 часами в сутки: учеба, дежурства в общей реанимации, где работал медбратом, волонтерские дежурства по хирургии, подготовка докладов к заседаниям кружка, – поэтому домой удавалось попадать только на выходные.
Вот так пролетели годы в институте. Мне нравилось учиться и познавать эндоскопию все глубже. Ведь эта трасль, позволяющая решать большие хирургические задачи – ставить правильный диагноз или удалять новообразования, останавливать кровотечение или разрешать механическую желтуху минимально травмирующим способом, тем самым спасая жизнь и здоровье пациентов. Многие из них, пройдя эндоскопическое лечение, зачастую даже не представляют, каких операций и опасностей избежали.

Складывается впечатление, что Вы буквально влюблены в эндоскопию.

- Эндоскопическая специальность уникальна тем, что дает возможность видеть результат своего труда немедленно. Остановил кровотечение – эффект на твоих глазах. Поэтому терапевтом я бы не смог работать (смеется). Но и опасностей в эндоскопии много, ведь толщина стенки желудка или кишки составляет не более 3-4 мм. Если при удалении новообразования выбрать неправильные параметры тока, «не докоагулировать» (коагуляция – термическое воздействие тока высокой частоты на ткань или орган) – получишь рецидив или кровотечение, «перекоагулируешь» – перфорацию органа. Работа эндоскописта ювелирная, операции проводятся более чем в метре-полутора от рук врача под контролем видекамеры, в сотни раз увеличивающей оперируемую область. И здесь главное – осознавать все риски, сделать максимально возможное, и еще – и уметь вовремя остановиться. И поскольку рисков на работе у меня хватает, то в обычной жизни предпочитаю особо не рисковать. Со своими сотрудниками исповедую принцип «делай как я». То есть, стараюсь первым осваивать новые методики, особенно опасные, всегда прошу сотрудников звать на непростые вмешательства, стараюсь брать всю ответственность на себя.

Вы возглавили отдел, будучи еще очень молодым специалистом. Вопрос «на засыпку»: как Вы думаете, какие ваши качества стали определяющими для назначения Вас на эту должность?

- Об этом лучше спросить у руководства. В диагностический центр я попал после разговора в ординаторской Областной клинической больницы, где на тот момент я проработал врачом эндоскопистом семь лет, с Надеждой Феофановной Князюк (зам. главного врача ИДЦ по качеству и КЭР). Помню, что она расспрашивала о том, какими навыками я обладаю, готов ли обучаться, чем хочу заниматься в дальнейшем. Что привлекло ее внимание именно ко мне, я могу только догадываться. Но как мне кажется, назначение на должность заведующего я оправдал. И уже 11 лет руковожу слаженным и грамотным коллективом.

Как Вы подбираете людей в свою команду?

- При приеме на работу в наш отдел надо соответствовать ряду жестких требований. Основное, что я ценю в сотрудниках, это - ответственность. Особенно по отношению к своим должностным обязанностям и к пациентам. С врачами определиться проще – можно составить представление о враче по его заключениям о поставленном диагнозе и отзывах коллег других медицинских учреждений. С медсестрами – сложнее. Они должны не только обладать знаниями и навыками – этому мы научим, самое главное в работе медсестры эндоскопического отдела – подготовить и настроить пациента на непростое, а временами и некомфортное исследование. Поэтому средний медперсонал должен обладать чуткостью, пониманием, добротой.

Какими своими достижениями руководитель и врач Владимир Неустроев гордится больше всего?

- Горжусь своим коллективом. Вместе мы много делаем – осваиваем новые методики (в отделе функционирует программа ранней диагностики и профилактики рака пищеварительного тракта, программа «комфортной эндоскопии», используются 19 уникальных методов эндоскопической диагностики и лечения), мы разрабатываем собственные и внедряем передовые мировые алгоритмы обследования и лечения больных, придумываем что-то новое и получаем патенты. Их у нас четыре.

2 патента получены за инновации в ультразвуковой эндоскопии – методе, сочетающем эндоскопию и УЗИ. Метод очень сложен в освоении, но дает исключительной точности диагноз, позволяющий определить тактику лечения больных. Хирурги и онкологи Иркутска и области уже не делают многих операций без предварительного эндоУЗИ, а большая часть операций, ранее проводившаяся открытым способом, сейчас осуществляется эндоскопически. К настоящему времени я обучил азам эндосонографии около 20 человек со всей России.

Инновации Вам не чужды, это понятно. Поделитесь, какие у Вас планы на будущее?

- Дело в том, что эндоскопия – это отрасль медицины, зависимая от техники и технологий. И инновации в большой степени зависят от внедрения новых аппаратов и инструментов. Как любая качественная и хорошая техника – эндоскопическая - очень дорогая. Поэтому ежегодно обновлять парк своей техники мы не можем. Хотя в целом, все имеющееся у нас оборудование – уникально для нашего региона. Но всегда есть к чему стремиться. В этом году в планах – покупка нового колоноскопа, который позволит более точно диагностировать и более качественно лечить заболевания толстой кишки. Кроме того, планируем покупку пункционного электронного ультразвукового эндоскопа, с помощью которого будет возможно безопасно, с помощью тонкой иглы, брать клеточный материал для цитологической диагностики опухолей панкреато-билиарной зоны, а также проводить дренирование кист поджелудочной железы в просвет желудка, устранять механическую желтуху, проводить другие малотравматичные безопасные операции.

Владимир Геннадьевич, будущее эндоскопии – какое оно?

- Первое, над чем уже сегодня работают специалисты, – улучшение визуализации. Сейчас мы видим строение слизистой на уровне желез, а есть приборы, которые позволяют проводить прижизненную микроскопию на уровне клеток, т.е. увидеть сами клетки, ядра, их взаимоотношения в железах.

- Второе обязательное условие для успешного будущего – применение сочетанных методик. Например,эндоскопия и рентгенология, эндоскопия и ультразвук, эндоскопия и разные виды хирургии (осмотр головного мозга с помощью эндоскопов и операции на нем). Медицина развивается быстро, становится высокотехнологичной, но объять все – невозможно. Поэтому свои знания и умения врачам нужно применять в каком-то узконаправленном срезе, и тогда во всех сферах медицины будут профессионалы высокого уровня.

Врач традиционно пользуется особым статусом в любом обществе. И к нему предъявляются высокие этические и правовые требования. Принято считать, что «настоящий» врач является эталоном для широкой общественности в вопросах нетолько охраны здоровья, но и морали. Не сомневаюсь, что выможете служить примером для всех своих пациентов.

- Не во всем. Конечно, я придерживаюсь принципов добра, справедливости, порядочности. Идеал врача для меня – японский профессор Хироюки Магучи. Мне посчастливилось у него многому научиться во время прохождения стажировок в Японии. Этот человек работает ежесекундно, без расслабления. В Японии принята такая практика – в ординаторской на стенах висят мониторы, на которых транслируются операции, диагностические исследования и прочее. Так вот, для меня было необычным то, что профессор Магучи появлялся в диагностических или операционных кабинетах в самый ответственный и важный момент, он контролировал все, при этом своим подопечным и стажирующимся объяснял все основательно, терпеливо и доходчиво. У него огромное желание делиться своими знаниями, чтобы и самому и всем его ученикам удалось помочь максимальному количеству больных. А о японском уважительном отношении к пациентам можно говорить и писать отдельные книги.

При той нагрузке, которую Вы несете, наверное, приходится строго регламентировать свой трудовой день? С чего, кстати, он обычно начинается?

- Как у многих людей – подъем в 6.30, обязательный завтрак и на работу. Утренних пробежек, зарядок, к сожалению, не делаю. В этом плане я не идеален. Мой рабочий день не нормирован. Пока не выполню намеченное, с работы не ухожу.

А чем Вы занимаетесь в свободное время?

- Трудно сказать (задумался). В свободное время я работаю. Люблю читать – это с детства. Люблю собирать грибы – пожалуй, это можно назвать моим хобби. Сбор грибов, особенно груздей, сродни эндоскопии: выискать неправильность в рельефе местности – та же диагностика, а срезка гриба – чем не полипэктомия (2).

Говорят, Вы хороший семьянин.

- Я дорожу семьей. Жена тоже врач. Дочь – абитуриентка. По нашим стопам она не пошла, подала документы на исторический факультет. Это ее выбор, мы не настаивали.

И последний вопрос, Владимир Геннадьевич: на календаре - сезон отпусков. Для Вас это пора какого вида отдыха?

- Люблю с друзьями путешествовать на автомобилях. Ежегодно выезжаем на озеро Байкал. Из далеких поездок пару лет назад была республика Хакасия, край красивых минеральных, пресных и соленых озер. Возможность покупаться вдоволь, насладиться чистым воздухом – пожалуй, это мое любимое времяпрепровождение на отдыхе.

Беседу вела Кайзер Полина
Газета «Как Ваше здоровье?», май 2010г.


(1) эндоскопия - это метод диагностики, позволяющий увидеть изнутри полые органы и различные полости, используя при этом специальные оптические приборы с осветительным устройством, которые называются эндоскопами. С помощью эндоскопии можно также взять кусочек ткани на исследование для подтверждения диагноза.

(2) полипэктомия - хирургическое удаление полипов. Используемая в ходе данной операции методика зависит от места расположения полипа и его размера, однако чаще всего полипэктомия выполняется путем перезания ножки полипа (у его основания) с помощью проволочной петли, через которую пропускается коагулирующий электрический ток высокой частоты.