Локомотивы медицины? Центры развития здравоохранения смещаются на восток

Как отмечает Игорь Ушаков, современные тенденции развития здравоохранения постепенно и верно уходят из центральной части России на восток. И именно в Сибири генерируются основные идеи, касающиеся современных подходов к управлению медицинскими учреждениями, их компьютеризации, совершенствования стандартов деятельности.

За кем будущее?
Поэтому одна из задач, которую он поставил перед собой и другими членами ДиаМА, - повышение деловой активности и статуса ассоциации. Диагностические центры - молодые учреждения. Они работают чуть более 20 лет, и конечно, - там всё новое быстро схватывается и внедряется, причём это отнюдь не связано только с приобретением какого-то суперсовременного оборудования. Сейчас в здравоохранении многое меняется, и в этих переменах диагностические центры могут занять серьёзное место, и даже стать локомотивом, который очень эффективно потянул бы за собой некоторые направления, уверен Игорь Васильевич.
- Опыт работы показывает, что нужно создавать межрайонные диагностические центры, - поясняет он. - Потому что абсолютно бессмысленно и невыгодно ставить в каждое медучреждение сложное оборудование. Нельзя повторить проблемы реализации первой части национального проекта «Здоровье», когда на оборудовании некому работать и нет расходных материалов. Ведь известно, что в некоторых ФАПах и ЦРБ часть техники просто стоит мёртвым грузом. Кроме того, очень трудно преодолеть формировавшуюся годами профессиональную инертность: мы не один год потратили на то, чтобы наши коллеги стали воспринимать исследования, которые проводятся в диагностическом центре, как необходимые. К сожалению, к разработке таких программ, как нацпроект «Здоровье» или модернизация здравоохранения, врачей-то практически не привлекают.

В начале пути

Учреждение, которое возглавляет Ушаков, по мнению большинства пациентов, отличает очень чёткая организация труда. Люди здесь не тратят время в многочасовых очередях. «Почему же такого порядка никак не удаётся добиться в поликлиниках? Вводят электронные очереди, а толку - ноль?» - недоумевают иркутяне.
- Вряд ли у нас в поликлиниках сдвинется ситуация по отношению к пациентам, пока не будут подготовлены новые управленцы здравоохранением, - уверен Игорь Ушаков. - Но у нас практически нет образовательных программ подготовки современных менеджеров в здравоохранении. И это проблема № 1. Хотя в России есть территории, где уже внедрены современные технологии управления, эффективно работающие в бизнесе и на производстве, и в поликлиниках нет очередей. Иркутская область только начинает этот путь.
Кстати, электронная запись не единственный метод наведения порядка в медучреждениях, да и не основной. Дело в том, что пациенты зачастую не приходят на приём в поликлинику по электронной записи, а приходят по привычке с утра и сидят под дверями кабинетов. Если их не принимают в порядке живой очереди, начинаются скандалы. Проблема не только в организации работы поликлиники, но и в культуре наших пациентов. В диагностическом центре ведь тоже очень много времени ушло на то, чтобы пациенты привыкли к тому, что если будет порядок, значит и качество услуги будет другое, потому что контакт с врачом будет более эффективным и продуктивным. Важно найти взаимопонимание между пациентом и персоналом, в противном случае - хоть какие супер-компьютеры в поликлиниках поставь, ничего не получится.


Кстати - Двадцатая юбилейная конференция Международной диагностической медицинской ассоциации в сентябре 2011 года пройдёт в Иркутске

Газета «Аргументы и Факты в Восточной Сибири», Наталия Горбань
октябрь 2010г.