Точная диагностика -- основа нашего здоровья

В борьбе с невидимым врагом - болезнью - человек тем вернее выиграет схватку, чем точнее и быстрее узнает врага «в лицо». Конечно, определить этого врага больному должен помочь врач, который его обследует, анализирует симптомы и лабораторные данные и ставит диагноз. И чем точнее и быстрее происходит диагностирование - тем легче справиться с проблемой.

В Иркутске вот уже пять лет действует областной Диагностический центр. О таком учреждении здравоохранения еще недавно приходилось только мечтать. Сегодня высококлассные специалисты одного из крупнейших и современных диагностических центров России помогают сотням и тысячам иркутян и жителей области обрести надежду, вернуть здоровье, а то и спасти жизнь.

О своем учреждении, таком нужном всем нам, рассказывает сегодня в беседе с нашим корреспондентом главный врач Иркутского областного диагностического центра, доцент, кандидат медицинских наук Игорь Васильевич Ушаков.

Диагностический центр построили в рекордный срок

— Игорь Васильевич, 5-летняя история вашего учреждения — уже повод для того, чтобы вспомнить, с чего все начиналось, как работает сегодня, и как будет развиваться дальше диагностический центр.
- Идея открытия в Иркутске Диагностического центра, как говорят, витала в воздухе. Материализовал ее в 1993 году бывший тогда мэром города Борис Александрович Говорин, подписав распоряжение о создании современного ДЦ. Потребность в Центре была очень высока - в больницах и поликлиниках, конечно, было диагностическое оборудование, но оно было преимущественно не современное и его явно было не достаточно. Как только соответствующее решение было принято, я стал вплотную заниматься этим проектом - для этого пришлось оставить работу на кафедре факультетской терапии ИГМУ.

На первых порах было очень трудно решить вопрос с финансированием, ведь это, напоминаю, был 93-й год, когда были еще очень ощутимы последствия недавнего финансово-экономического кризиса. Японский Эксимбанк тогда предложил Росси 500-миллионную (в долларах) программу финансирования социальных проектов. Кредит был очень выгодный, с низкой процентной ставкой, а гарантом выступало государство. Два года мы работали, чтобы получить этот кредит.

- Но вот и эта проблема, как видно, решилась, и вы начали строительство?
- В 1996 году вышло распоряжение Правительства России о выделении нам кредита в сумме 16,15 млн. долларов, а 1 ноября 1997 года мы заложили первый кирпич в основание этого прекрасного здания, в котором сейчас находимся. Вела строительство югославская фирма «Ксемитрейд». Все делали с нуля и сдали центр под ключ всего за полтора года.

Впереди России всей

- Оборудование тоже установили сразу?
- Оно было уже доставлено, но мы не успели его растаможить - как грянул дефолт 98-го года. Начались новые проблемы! Но несмотря ни на что, 10 июля 1999 года наш Диагностический центр торжественно открылся. 12 июля врачи приняли первых пациентов, и сразу началась интенсивная работа. Уже вскоре мы принимали в день по 250 человек, а сейчас число посещений доведено в среднем до 1050-1100 в день. И, если уж говорить о нашем оборудовании, то оно у нас было действительно новейшим. В России на то время не было аналогов по уровню технического оснащения и его концентрации в одном медицинском учреждении. Некоторые отделы и сейчас являются уникальными. Так, профессор Цинзерлинг, главный детский патологоанатом Минздрава России, считает, что отдел патоморфологии и цитологии у нас на уровне лучших лабораторий Европы и самый лучший в России. Мы единственные в России готовим для федеральной системы внешней оценки качества стандартные материалы. Это говорит о высочайшем качестве нашей работы. Наш отдел лабораторной диагностики — тоже один из самых современных в России — является экспертной лабораторией Минздрава России. Результаты наших исследований принимаются в любой клинике России и за рубежом.

Чтобы не попасть в клешни рака

— На вашем Диагностическом центре для многих людей сходится, наверное, свет клином. Я говорю о том, что иногда люди обращаются сюда, чтобы рассеять или подтвердить самые страшные подозрения…
— Одним из самых важных принципов нашей работы при любых исследованиях является онконастороженность. То есть повышенное внимание к любым предраковым состояниям, стремление выявить онкологические заболевания на самых ранних стадиях развития. Показатели ранней диагностики рака желудка и кишечника у нас одни из самых высоких в России. В среднем наши цифры по раннему обнаружению рака в 5-6 раз выше, чем по России. Бывает много случаев, когда врачи отдела эндоскопии обнаруживают рак на нулевой стадии, то есть с появлением первых раковых клеток.

- Но для этого нужны, как нетрудно понять, и хорошо подготовленные специалисты?
- Конечно, потому что самое передовое оборудование без грамотного использования - это просто металл. К качеству работы и профессионализму врачей у нас очень высокие требования. Наши врачи эндоскописты проходили стажировку в лучших клиниках России, Франции, Японии. Обучение, повышение квалификации идет непрерывно. Прежняя норма выезжать на стажировки один раз в 5 лет сегодня безнадежно устарела. Этого мало, недопустимо мало! Медицина меняется стремительно, и раз в пять лет может безнадежно устареть и техника, и методы лечения, и даже подход к нему. Поэтому наши врачи постоянно выезжают на курсы, семинары, конференции в соседние регионы и в центральную часть России, за рубеж, используются и телекоммуникационные технологии обучения.

Основным же нашим принципом является максимальное удовлетворение потребности пациентов в качественной медицинской помощи. На это направлены все наши технологии, в том числе и управленческие, финансовые, экономические, кадровые. Проблему обслуживания пациента мы решаем комплексно. У нас есть технологии, оборудование, о которых на периферии даже и не слышали. Но в борьбе за качество мы не то что бы контролируем каждый шаг и каждое действие врача — мы его всесторонне оцениваем. Для качественной работы врачи имеют серьезную мотивацию — достойную зарплату, им обеспечивается и так называемый социальный пакет. На повышение качества медицинских услуг работает и корпоративная культура, которую мы сформировали у себя.

Можно ли купить здоровье?

- Игорь Васильевич, Диагностический центр обслуживает не только иркутян, но и жителей области. В каком соотношении?
- Мы как областное учреждение здравоохранения работаем, конечно, и на область, и на областной центр. Соотношение пятьдесят процентов на пятьдесят.

- И в продолжение вопроса: в сознании многих людей прочно сидит мнение, что пациенты, которые могут больше заплатить за лечение, получают более эффективное обслуживание. И здесь в более выгодном положении иркутяне. А бесплатные услуги и вовсе не вызывают доверия…
- Мы создали такую систему, при которой качество обслуживания не зависит от того, кто заплатил за ту или иную медицинскую услугу — бюджет, страховая компания, предприятие или сам пациент. Здесь следует отметить, что бесплатными медицинские услуги могут быть только для того, кто их получает. Все равно за эти услуги кто-то платит учреждению. Иначе все рухнет. Нельзя разделять пациентов на бедных и богатых. Все должны иметь право получить медицинскую помощь высокого качества. Поэтому, во-первых, у нас для всех пациентов качество обследования одинаково высокое. Во-вторых, ни шприцов, ни своих простыней или рентгеновских пленок пациенту приносить не нужно, все необходимые материалы в нужном количестве у нас есть. Мы считаем, что только качественная медицинская услуга может быть в итоге наименее затратной! То есть: неудовлетворительно проведенная диагностика может оказаться ошибочной, а значит, потребует повторных анализов и дополнительных исследований, а если начато неправильное лечение — то и лекарства, и средства на лечение тоже окажутся затраченными напрасно. И мы не раз убеждались - только правильная (читай: качественная) диагностика ведет к правильному лечению и скорейшему выздоровлению пациента. И это экономия огромных денег.

Болезни есть даже у космонавтов

- Игорь Васильевич, а вам попадаются здоровые люди?
— В нашей среде есть такая поговорка: нет здоровых людей — есть плохо обследованные пациенты.

— То есть у каждого можно что-то найти?
- Ну да (смеется). Ведь и само понятие «здоровье» достаточно условно. Нынче и среди космонавтов нет абсолютно здоровых людей.

- И как же тогда жить, как относиться к себе?
- Просто чтобы дольше чувствовать себя бодрым, работоспособным и не ощущать болей, нужно думать о своем организме вовремя, не доводя до кризисов. То есть, нужна культура отношения к своему здоровью. Хорошо бы после 30, а уж после 40 лет - и тем более, регулярно, раз в год, обследоваться. Обязательно проверять желудок, кишечник; женщины должны так же ежегодно посещать гинеколога; нужно проверять и при необходимости стабилизировать холестерин в крови. То есть следить за работой органов и систем, пока дело не дошло до катастрофы. Потому что если человек спохватывается поздно, если болезнь запущена - там уже и лечение требуется более интенсивное, и осложнения нередки, не исключается и хирургическое вмешательство. А зачем этого всего ждать, если можно было на ранней стадии заметить отклонение и провести мягкое, щадящее, а затем и поддерживающее лечение?

Что ждет иркутян в нашем Центре?

- Игорь Васильевич, чтобы ваш коллектив мог выполнять свои задачи, как вы предполагаете продолжать работу, на что больше обращать внимание, по какому пути развиваться?
- Один из ведущих в России специалистов по вопросам организации здравоохранения профессор Линденбратен А.Л. считает, что наш центр находится в пятерке самых лучших учреждений в стране, а система управления, созданная у нас, соответствует мировому уровню. Это очень высокая оценка нашей работы, но останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо постоянное развитие, движение вперед. Для этого мы планируем:
1) и дальше улучшать качество наших медицинских услуг, изучать мнения врачей, пациентов (проводить анкетирование), выявлять проблемы, которые возникают в отношениях «врач - пациент» и решать их.
2) заняться поэтапным переоснащением диагностического центра. Технологии, как я уже говорил, развиваются стремительно, и мы чувствуем, что некоторое оборудование пора менять. К тому же работа наших врачей организована интенсивно, в две смены, и износ аппаратуры наступает быстрее, чем предусматривалось.
3) cледующий момент — разработка и внедрение новых медицинских услуг. Хирургические и терапевтические методы лечения должны быть настолько высокоэффективными, чтобы пациент в стационаре задерживался не больше чем на 3—4 дня, а то и выписывался на следующий день.

Что еще? Хотим создать клинику семейного врача. Настоящую. Это сегодня очень актуально. Намерены также создать на нашей базе централизованную лабораторию для города и всей области, которая будет работать по принятым в мире стандартам и позволит сэкономить для бюджета колоссальные деньги.

- И, наконец, Ваши пожелания землякам?
- Думайте о себе, о своем здоровье! Думайте о врачах и медсестрах, которые работают на ваше благо. Не занимайтесь самолечением, доверяйте врачу. И, несмотря ни на что, будьте здоровы!

Любовь СУХАРЕВСКАЯ.