Иркутский диагностический центр Медицина, основанная на доказательствах
КАЛЕНДАРЬ
<< 2001 год >>
ЯнвФевМарт
АпрМайИюнь
ИюльАвгСен
ОктНояДек
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Как записаться на исследование?
ответ
Какая система скидок действует в ИДЦ?
ответ
Существует ли в ИДЦ система предварительного бронирования услуг?
ответ
Как можно задать вопрос специалисту?
ответ
Как записаться на исследование пациентам из другого города?
ответ
ПОИСК

карта сайта
карта сайта
план здания
план здания
on-line консультация ICQ <meta name='yandex-verification' content='49a70c931d38bde6' />
on-line консультация
ICQ
точки забора крови
точки забора крови
Современный диагностический центр:<br> микроскопы на фоне макроэкономики

24.05.01

Современный диагностический центр: микроскопы на фоне макроэкономики

Ровно 1,5 года назад в Иркутске открылся областной диагностический Центр (ОДЦ). Если начать рассказывать о нем, то в двух словах никак не уложишься. Потому что все в этом Центре необычно: от его внешнего облика до основ внутреннего мироустройства. Например, вряд ли найдется в стране второе лечебно-диагностическое учреждение, где был бы собственный Кодекс сотрудника (свод правил и принципов работы).

ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД

Внешне здание Иркутского областного диагностического Центра меньше всего похоже на ЛПУ. Обычно в подобных хоромах у нас принято размещать учреждения культуры или дворцы пионеров. Белое трехэтажное каменное строение, построенное югославами, венчает ярко-изумрудная крыша со стеклянным куполом. Благодаря этому куполу внутри весь день солнечно. Площадь здания - 9 тысяч кв. м. Стильный интерьер, удобное размещение отделений и кабинетов, везде указатели для пациентов - чтобы никто не тратил лишнее время на поиски. А такого количества современнейшей японской, американской и европейской лабораторной, эндоскопической, ультразвуковой техники нет, наверное, в совокупности во всех ЛПУ Иркутской области. И что удивительно: вся эта дорогостоящая техника не просто украшает кабинеты - она работает, а не простаивает из-за отсутствия расходных материалов или за невостребованностью.

Побывавший здесь недавно представитель Минздрава РФ в Сибирском федеральном округе академик РАМН Валерий Труфакин был потрясен увиденным, о чем повторил во время своего визита многократно. Здесь, «во глубине сибирских руд», появился медицинский центр, по уровню оснащенности и технологических возможностей сопоставимый с лучшими столичными центрами и даже превосходящий некоторые из них. Приятно удивил академика Труфикина и высокий профессиональный уровень врачей Центра.

Когда я оказалась в кабинете главного врача Иркутского ОДЦ Игоря Ушакова, он занимался тем, что отвечал на вопросы, поступившие на собственную Интернет -страничку центра. «Пишут, задают самые разные вопросы о работе Центра как коллеги, так и потенциальные пациенты, причем со всех концов страны», - поясняет Игорь Васильевич. Заинтересованность понятна, ведь здесь - в Иркутском диагностическом - можно получить эксклюзивные виды помощи, которых нет в других учреждениях здравоохранения. Всего же в арсенале ОДЦ порядка 500 видов диагностических и лечебно-диагностических услуг. По уровню представленных здесь технологий и квалификации сотрудников это, безусловно, крупнейший диагностический центр Сибири. Здесь работают два доктора наук, 15 кандидатов. Сейчас на стадии подготовки еще пятнадцать диссертаций.

МОНОПОЛИЯ - ЭТО НЕ ВСЕГДА ПЛОХО

Работа диагностического Центра почти полностью - на 92 процента - финансируется из областного бюджета, и только на 8 процентов из Фонда ОМС. Конечно, оказывают здесь и платные услуги, но доля их в общем объеме услуг незначительна (не более 18%), а 65 процентов заработанных средств идут на приобретение оборудования и расходных материалов.

- Игорь Васильевич, как ваш Центр уживается с учреждениями городского и районных масштабов? Насколько мне известно, некоторые коллеги - руководители ЛПУ - упрекают вас в стремлении объявить монополию на диагностические услуги, перетянуть на себя и потоки пациентов и, как следствие, бюджетное одеяло. Главное, не страдает ли при этом пациент?

- Это вообще проблема повсеместная: муниципальная и областная системы здравоохранения долгие годы стремились перещеголять друг друга, создавали каждая на своем уровне аналогичные структуры. В итоге началось дублирование ряда направлений, в том числе и в нашей сфере. Вы правы: попытки передать функции по проведению определенных видов диагностики от муниципальных ЛПУ областному диагностическому Центру нравятся далеко не всем руководителям. Изначально Центр задумывался как городской. Но когда закончилось строительство здания и завезли оборудование, стало очевидно, что возможности этого учреждения выходят далеко за рамки потребностей города и нужно использовать их для нужд всей области. Так у Центра появился статус областного.

В принципе любая местечковость и попытка «перетянуть одеяло на себя» только во вред системе здравоохранения и самому пациенту. Однако, это не означает, что наличие такого диагностического центра, как наш, в принципе исключает возможность существования аналогичных подразделений в районах города или области. Просто надо понять, что существуют уровни оказания медицинской помощи: в поликлинике один уровень - рутинная диагностика. Соответственно ему набор оборудования и уровень квалификации персонала. А сложные виды исследований должны быть сосредоточены в таких крупных центрах, как наш. ОДЦ не собирается брать на себя функцию поликлиники и функцию стационара. Но надо признать, что не все поликлиники и не все стационары имеют оборудование такого класса, как у нас. Когда врач не может разобраться в ситуации с больным, когда обычные методы лечения не приносят ожидаемого результата, пациент должен быть направлен сюда. Мы проведем, например тот же общий анализ крови, но уже не по пяти, а по тридцати параметрам.

ПАЦИЕНТ - ЯВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ

- Удается ли одному Центру принять всех пациентов, нуждающихся в его услугах?

- Сегодня мы почти полностью удовлетворяем потребностям всей области и города. В 2000 году в ОДЦ проведено 254 тысячи исследований. Зарегистрировано 96 тысяч посещений, то есть каждый пациент прошел не один, а несколько видов диагностики. Ведь цель работы диагностического Центра не в том, чтобы направить пациента на один анализ: в таком случае Центр превращается в Дом быта. Наш подход таков: у пациента есть проблема со здоровьем, и эту проблему нужно решить. Мы формируем для каждого больного определенный алгоритм обследования. Разработаны единые технологические стандарты объемов предоставления услуг при различных патологиях и поражениях органов и систем. Исходя из этих стандартов нашими врачами-консультантами разрабатывается поэтапная программа диагностики.

Эффективность работы ОДЦ зависит не только от того, какие мы используем технологии, но и от методологии организации работы. Мы придерживаемся трех важнейших принципов. Первый принцип: онконастороженность всех специалистов. Возможности нашего центра объективно намного больше, чем любого онкологического диспансера, и мы должны их использовать максимально. Второй принцип: максимальная морфологическая верификация заболевания. Благодаря такому подходу нам удалось за год работы выявить около двухсот случаев рака впервые. Это неплохой показатель, если учесть, что эти люди обращались в диагностический Центр совсем по другим поводам, и онкопатология была выявлена попутно. Причем, половина из этого числа - операбельные раки, а у 10 пациентов заболевание установлено in situ. То есть, опухоли как таковой еще нет, но «процесс» уже идет. Мы не экономим на технологиях, позволяющих выявить рак. Это делает проведение обследования дороже, но выявление даже десяти больных с первой стадией рака гораздо важнее и экономически выгоднее, чем если бы они попали к врачу с третьей-четвертой стадией рака. Третий принцип: обеспечить максимально высокое качество жизни пациента. В частности, заполняем возвратный талон на пациента, которого направляем в другие ЛПУ, например, в тот же онкологический диспансер. А затем отслеживаем, дошел ли он туда, совпал ли наш диагноз с тем, который поставили ему специалисты.

Кстати, о совпадении диагнозов. В Иркутском ОДЦ создана собственная оригинальная система контроля качества работы. Она отличается тем, что мы вводим в эту систему все службы Центра от вспомогательных до основных. Ведь от работы инженеров, техников, программистов зависит и качество работы врачебных подразделений. Благодаря такому контролю, а не только собственно высоким технологиям, у нас уровень достоверности исследований очень высок: более, чем в 95 процентах случаев диагноз, поставленный в ОДЦ, совпадает с диагнозом, который после нас поставлен в других ЛПУ. А каждый случай несовпадения разбирается на медико-экспертной комиссии.

ЦЕНТРЫ В ЦЕНТРЕ

- Говорят, вы на базе диагностического Центра открыли еще центры. Зачем?

- Действительно, у нас созданы «центры в центре» по различным направлениям клинической медицины. Мы выбрали самые «узкие» места в системе здравоохранения Иркутской области, которые не очень развиты в информационном и клиническом плане: профилактика остеопороза, профилактика и диагностика инсульта, биопсийная диагностика патологии кожи (это будет первый в России подобный центр), профилактика и диагностика артериальной гипертонии, а также заболеваний органов дыхания.

- Комитет здравоохранения администрации области не сопротивлялся вашим нововведениям? Ведь ОДЦ не просто «отбирает хлеб» у коллег из других ЛПУ, привлекая пациентов более высоким качеством услуг, но и так детально, всесторонне подходит к каждому пациенту. А ведь это, как ни крути, стоит денег. Не просили вас упростить работу и минимизировать затраты?

- Конечно, можно превратиться в обычных «поточников». Но для нас это неприемлемо. В администрации Иркутской области имеются данные об экономической эффективности работы ОДЦ, поэтому никаких препятствий к развитию нет. Более того, руководство Комитета признает, что диагностический центр - это учреждение, ориентируясь на которое в ближайшее время будет формироваться в целом политика администрации в области здравоохранения. Как в плане организации, так и в плане экономики.

Есть данные Минздрава РФ о том, что при финансировании центров, аналогичных нашему, допустим, в объеме 20 миллионов рублей в год, экономическая эффективность составляет 40 миллионов и выше. То есть своевременная диагностика и профилактика заболеваний имеют совершенно конкретные экономические параметры и легко просчитываются. Чтобы доказать это, специалисты нашего центра занялись, в частности, научной работой по созданию системы интегральной оценки эффективности стационарозамещающих диагностических технологий. Мы хотим, чтобы не только на словах, но и на цифрах был доказана эффективность такого подхода в амбулаторной медицине. Помимо собственно диагностики в ОДЦ проводятся и лечебные манипуляции: удаление полипов, малые эндоскопические операции, пункционная аспирация кист под контролем УЗИ, лечение бесплодия и др. Для этой цели организован стационар, пока только на 8 коек, работающий в круглосуточном режиме .

ГЛАВНЫЙ ВРАЧ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВРАЧОМ-МЕНЕДЖЕРОМ

- Игорь Васильевич, вы буквально с нуля реализовали идею создания диагностического центра. Причем, по такой - пока еще нетипичной для российских ЛПУ модели. Насколько это сложно?

- Сначала было сложно невероятно. А теперь в нашей команде появились профессиональные менеджеры и маркетологи. Таким образом, сформирована определенная управленческая и маркетинговая политика в центре. В частности, для врача должно быть безразлично (да ему это и неизвестно), из какого источника финансируется обследование того или иного пациента: из бюджета, ОМС, или он сам заплатил. Врач не должен строить свою работу с пациентом в зависимости от того, сколько он за это получит, качество обслуживания для всех пациентов одинаковое. Информация о том, каким образом оплачена та или иная оказанная услуга, имеется только у администрации. Каждый заведующий отделом может ознакомиться с ней в конце месяца.

Основной принцип работы нашего коллектива - корпоративность. То есть сотрудник работает с высокой степенью самоотдачи для того, чтобы ОДЦ развивался. А Центр гарантирует удовлетворение его материальных и социальных потребностей: своевременная и достойная заработная плата, бесплатное питание, помощь в получении жилья, организация летнего отдыха детей и другое. Раз мы делаем много для сотрудников, то и от них требуется соблюдение принципа корпоративных интересов. Мы даже разработали Кодекс, в котором изложены все наши принципы. Наверное, это людей устраивает, если попасть на работу в ОДЦ очень трудно и только на конкурсной основе.

Сам Игорь Ушаков врач, работал на кафедре медуниверситета. Идею создания центра реализовал, еще не имея специального образования в области управления. Сейчас учится в Иркутском государственном университете на факультете менеджмента и бизнеса. «Такой уровень экономики, как возьми деньги отсюда и потрать их сюда - это уровень простой бухгалтерии. А главный врач сегодня должен знать и понимать место своего учреждения в системе региональной экономики, и даже в макроэкономике», - вот кредо Игоря Ушакова.

«Медицинская газета», № 34 от 16.05.2001 г.

г. Иркутск, ул. Байкальская, 109
Запись на исследования в Иркутске по тел. 8(3952) 211-240, 259-777
в Братске по тел. 8(3953) 305-350
Через сайт www.dc.baikal.ru/online/
Режим работы: понедельник-суббота с 8.00 до 20.00, выходной - воскресенье
Телефон «горячей линии»: 8(3952) 211-252.
* Все персональные данные сотрудников, представленные на сайте, опубликованы с их личного письменного согласия в соответствии с ФЗ «О персональных данных»