13.07.10
Круглый стол «Новые федеральные законы: о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений и об обязательном медицинском страховании в РФ. Плюсы и минусы. Риски и угрозы» состоялся в конференц-зале Иркутского диагностического центра 10 июля 2010г. Инициатором и организатором круглого стола выступил главный врач Иркутского диагностического центра, к.м.н. Игорь Васильевич Ушаков.
Несмотря на выходное субботнее утро, конференц-зал ИДЦ был заполнен представителями медицинских учреждений города и области. Круглый стол также посетили гости – главные врачи больниц и диагностических центров из других регионов РФ. Всех собравшихся волновал главный вопрос - Каково будущее государственных учреждений здравоохранения завтра?
1 января 2011 года вступает в силу закон №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Также звучала тема доклада заместителя министра Здравоохранения Иркутской области, к.э.н. А. Б. Каневского. В ходе доклада Александр Борисович рассказал об общей схеме реорганизации государственных (муниципальных) учреждений, привел сравнение трех будущих типов организаций (казенные, бюджетные, автономные) по таким критериям, как финансовое обеспечение, учет, прибыльность и прочее. В своем докладе зам. министра развеял мифы и слухи, которые сформировались по отношению к закону №83-ФЗ. «Новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счет сокращения объема бесплатных услуг - один из мифов, который сегодня обсуждается в кулуарах. Но это не так. Сегодня госзадание для бюджетного учреждения должно содержать, в том числе: предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен и тарифов (ст. 69.2 БК РФ). После вступления закона в силу бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги только сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в рамках госзадания, если это прямо установлено в федеральном законе, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (ст. 9.2 Закона «О некоммерческих организациях»)», - пояснил Александр Борисович. Он заверил также, что напрасны опасения относительно урезания денежного содержания бюджетных учреждений и бесконтрольности руководителей новых бюджетных учреждений, которые станут полновластными хозяевами медицинских организаций. Федеральный закон призван повысить качество услуг для граждан, а также заинтересованность бюджетных учреждений в результатах своей деятельности.
Исполнительный директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Шойко Сергей Валентинович кратко рассказал о том, что ждет руководителей медицинских учреждений и в целом всех граждан с введением нового закона об ОМС. Изменения коснутся как обязательного, так и добровольного страхования. О новых принципах страхования, об увеличении тарифов, о внедрение единой базы застрахованных лиц, об отмене полисов для неработающего населения, о неработающих пенсионерах – всех этих аспектов коснулся в своем выступление Шойко. Улыбки и смех присутствующих вызвал пункт закона о неработающих пенсионерах, которые могут в течение года прийти в медучреждение по своему выбору и таким образом его «профинансировать» на 1 000 рублей. Все сошлись во мнении, что в скорости после вступления закона в силу этот пункт закона «умрет» как несостоятельный. «Данный факт лишь приведет к тому, что неработающий пенсионер станет ждать эту тысячу на своем пенсионном счете и не захочет делиться ее с медучреждением», - подытожил Сергей Валентинович.
Эстафету выступления подхватил Пивень Д.В., профессор, д.м.н., проректор по научной работе Иркутского государственного института усовершенствования врачей. В докладе: «Риски при принятии нового закона «Об обязательном медицинском страховании» Дмитрий Валентинович все риски разбил на две группы:
- риски с изменениями финансового и правового положения медицинских организаций
- риски, связанные с обеспечением конституционных прав пациента на бесплатную медицинскую помощь.
«Закон об ОМС слабо корреспондирует с рядом других законов. А именно - N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Это главный риск, который подразумевает множество вопросов и неясностей», - сказал Дмитрий Валентинович. Во второй группе рисков также много неясностей, которые требуют доработки и разъяснения. К примеру, врачебная тайна. В статье 61 указано, что лишь с согласия пациента допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам. А законопроект об ОМС не содержит норм правового регулирования доступности к информации, содержащей врачебную тайну, со стороны страховых медицинских организаций и ФОМС.
Завершил круглый стол доклад главного врача Иркутского диагностического центра, к.м.н. Ушакова И.В. Игорь Васильевич четко разъяснил ключевые моменты ОМС в Росси, высказал свое мнение о пунктах законопроекта. «Увеличение взноса на ОМС с 3,1 до 5,1% приведет к замораживанию и выводу в «тень» зарплаты – это первое. Второе - все страховщики окажутся под риском банкротства и уйдут с рынка в ближайшие год–два. СМО смогут увеличить свой доход за счет штрафов медорганизаций при некачественном оказании медпомощи, что создает опасность экономической заинтересованности СМО в подобной работе медучреждений. Поэтому Закон об ОМС должен быть подвергнут серьезной коррекции», - сказал Ушаков.
В ходе круглого стола поднимались вопросы и о субсидиарной ответственности; заработной плате медработников; ответственности коллективов, врачей и главных врачей за медицинскую деятельность перед пациентами; возможности подачи исков за некачественное оказание медицинских услуг и другие.
Участники круглого стола выразили заинтересованность в дальнейших встречах, которые дают возможность коллегиально обсуждать острые темы системы здравоохранения.
|