22.07.10
Онлайн-конференция «Реформа системы здравоохранения. Новые законы о совершенствовании правового положения государственных медучреждений» прошла на площадке информационного агенства «Сибирские новости». На вопросы посетителей сайта отвечал главный врач Иркутского диагностического центра, кандидат медицинских наук Игорь Васильевич Ушаков.
«Реформа системы здравоохранения назрела давно – население неудовлетворено качеством оказываемой в стране медицинской помощи. Необходимо построить такую систему здравоохранения, в которой соблюдался бы баланс – важно правильно рассчитать, какой объем гарантий государство может взять на себя, а для чего необходимо искать дополнительные источники финансирования: либо само население должно оплачивать медицинскую помощь, либо предприятия и т.д. Но неоплаченных медицинских услуг быть не может!», – считает Игорь Васильевич Ушаков.
Что предпринимает правительство России для решения этих вопросов? Как это скажется на системе здравоохранения? Каково будущее государственных учреждений здравоохранения? Своим мнением по всем этим вопросам с читателями Сибновостей поделился Ушаков.
Vesta: Игорь Васильевич, сейчас говорят об отмене лицензирования медуслуг. Как вы относитесь к этому новшеству? И в связи с этим два вопроса:
1) Не получится ли, что потребители потеряют вообще все гарантии качества услуг? Так, хотя бы есть хоть какая-то надежда, что кто-то что-то все равно проверяет. Ведь как клиент клиники я не пойду, например, проверять соблюдаются ли санитарные нормы и проч. (хотя бы потому что мало в этом понимаю).
2) Говорят, что сейчас на получение лицензии уходит 4 -5 мес., и это барьер для бизнеса. Но вот отменили лицензии в строительстве, создали СРО, так, строители теперь еще больше платят, и особо довольных этим нововведением я не встречала.
И. Ушаков: Уважаемые посетители сайта!
Хотел бы сразу определиться, что никаких реформ системы здравоохранения, системы ОМС в России не происходит. Речь идет только о модернизации, радикальных изменений не предусматривается и не предвидится.
1) Действительно, часть аналитиков и экспертов считают, что гарантировать качество медицинских услуг при отмене лицензирования будет сложно. Однако надо учитывать, что до этого еще далеко. Должны вначале быть разработаны регламенты уведомительного начала деятельности, регламенты контроля соблюдения санитарных правил и норм, регламенты других контрольных мероприятий. Когда это будет сделано, станет ясно – это правильное решение или нет. Хотя мы знаем, что многие нововведения отнюдь не улучшали ситуацию в здравоохранении. Мое мнение – сейчас не время для таких экспериментов.
2) Да, процесс получения лицензии не простой. Но все же он позволяет хоть раз в 5 лет самому учреждению или частой медицинской организации привести всю свою деятельность в порядок. Кроме этого существуют контрольные проверки соблюдения лицензионных требований. И это тоже дисциплинирует медицинские организации. Ведь проверяющие организации вправе через суд даже приостановить деятельность их при выявлении грубых нарушений. Что касается СРО. По моему мнению, что путь, которым пошли строители, возможен и в здравоохранении. Хорошо это или плохо пока говорить рано. Что-то похожее на СРО пытается сейчас создать Леонид Рошаль в национальной медицинской палате. Он говорит о необходимости саморегулирования профессиональной деятельности и предлагает часть функций минздравсоцразвития РФ передать в палату. И вообще, лицензирование и саморегулирование – это не взаимоисключающие направления деятельности.
Dune: Здраствуйте! Расскажите, пожалуйста, что изменится в системе ОМС? Будет ли, например, возможность у пациента выбрать платную клинику, а не государственную? Сегодня получается, что у нас есть полис, но он фактически обеспечивает только то, что ты можешь прийти с ним в поликлинику, за большую часть услуг приходится платить - рентген сделать, пломбу поставить нормальную и т.д. Многие поликлиники просто превратились в несколько частных кабинетов, где обслуживают клиентов.
И. Ушаков: В новом законопроекте об ОМС права застрахованных расширяются. Действительно, они будут иметь право выбрать любую медицинскую организацию, в том числе частную, если она участвует в системе ОМС, а возможность этого законопроектом прописывается. Однако это станет реальностью, когда тариф в системе ОМС будет учитывать все расходы на оказание медицинской помощи и станет интересен частникам. Пока до этого далеко, хотя в законопроекте прописывается и эта возможность. Что касается организации работы поликлиник и замещения зачастую бесплатных медицинских услуг платными. Если не будут радикально изменены подходы к менеджменту медицинских учреждений никакие модернизации системы здравоохранения, никакое увеличение финансирования не изменят внутриучрежденческие процессы и не повысится качество.
ProjectM: Добрый день!
1. Что должно произойти, какие реформы внедрились, чтобы сотрудники государственных медицинских учреждений начали качественно работать, нормально относится к пациентам. Совершенно случайно пришлось недавно столкнуться с муниципальной больницей, столько желчи и ненависти к посетителям не вижу давно. Это, конечно, беда всех госучреждений. Но как медицину из этого вывести, все таки речь идет о здоровье человека.
2. В результате реформ в какие категории госучреждений попадут больницы, поликлиники, кто у нас получит право на бесплатное обслуживание и как будут решаться вопросы с дефицитом лекарств, шприцов и пр?
3. И еще такой вопрос. Как вы считаете, может ли хороший врач быть эффективным руководителем? Может ли очень хороший управленец, но без медицинского образования, стать хорошим руководителем больницы? Много ли в области хороших руководителей гос мед учреждений?
И. Ушаков: 1) Для того, чтобы сотрудники государственных и муниципальных учреждений здравоохранения качественно работали и нормально относились к пациентам необходима мотивация такого труда. Заработная плата должна зависеть от качества выполненной работы (а к качеству, несомненно, относится и удовлетворенность пациентов от общения с врачами и медсестрами). Следует учитывать, что за последние годы значительно усилилось психологическое давление на врачей. Сегодня можно уже говорить не только о потребительском «экстремизме» по отношению к медицинским работникам, который в нашей стране набирает обороты, но и об управленческом «экстремизме». Не создавая условий для работы, мы постоянно повышаем требования к врачам. Отсюда массовое развитие состояния хронического стресса и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Анализируя медицинские форумы в Интернете, приходишь к выводу, что не удовлетворенность системой здравоохранения в России у медицинских работников выше, чем у пациентов. Хотя конечно проблемы деотнологии и этики стоят у нас в стране остро.
2) Еще раз хочу подчеркнуть, никакие реформы здравоохранения в стране не происходят. Что касается новых типов учреждений, то большинство ЛПУ будут бюджетными, часть казенными (психиатрия, тубдиспансер, дома ребенка). Небольшое количество станут автономными учреждениями. Во всех типах учреждений федеральным законом разрешается оказание платных услуг, но только сверх государственного задания. В рамках этого государственного задания вся медицинская помощь оказывается населению бесплатно. Право на бесплатную медицинскую помощь имеет любой гражданин России. Обязательным условием будет наличие полиса обязательного медицинского страхования (это условие и сейчас соблюдается). В рамках планируемых изменений дополнительно выделяется 130 млрд. рублей на 2 года на увеличение тарифа по статье медикаменты, мягкий инвентарь, заработная плата медицинским работникам. Это сумма делится на все субъекты России. Как изменятся тарифы, и хватит ли этих денег для обеспечения полной потребности в медикаментах и перевязочным материалом для пациентов покажет время.
3) Хороший врач может стать хорошим руководителем. Но это бывает не так часто. Считаю, что если врач клиницист хочет стать хорошим главным врачом он должен получить 2-е высшее образование (менеджерское, юридическое или экономическое). Хороший менеджер может стать руководителем медицинского учреждения. Но это будет либо директор, либо президент компании, и у него должен быть заместитель, который прекрасно разбирается в медицине. Вообще такой подход к управлению больницами развит практически во всем мире. Хорошие руководители есть в Иркутской области. Но хотел бы мнение о них оставить при себе.
Leka: Здравствуйте. Подскажите, каким образом изменится возможность выбора страховой компании для неработающих граждан? Сегодня эта категория граждан вынуждена каждый год менять страховую компанию, по результатам тендера. Сможем ли остаться в одной и той же страховой и каким образом будет происходить процедура страхования (в том числе, как и кем, по какой схеме, будут оплачиваться услуги медицинских работников и издержки страховых компаний)?
И. Ушаков:
1) С 2011 года неработающее население будет самостоятельно выбирать страховую компанию. Никаких тендеров проводиться не будет. Вы можете остаться в той же компании, а можете 1 раз в год поменять ее. Но если Вы не обратились в любую страховую компанию за получением полиса ОМС, Вас прикрепят к одной из трех крупнейших страховых компаний. Это будет делать специальная созданная при министерстве здравоохранения области комиссия. Лучше если Вы сами сделаете выбор. Схема получения полиса практически не изменится. Но начиная с середины 2011, а скорее всего с 2012 года полис ОМС станет электронным, будет единым для всей страны и выданным на всю жизнь. Если Вы захотите поменять страховую компанию в этом электронном полисе будет меняться только страховщик. Номер же полиса останется неизменным.
2) Оплата оказанной медицинской помощи будет оплачиваться в стационарах по законченному случаю лечения, а в поликлинике – подушевое финансирование. Такая схема работает и сейчас в Иркутской области. С 2012 года планируется увеличение уставного капитала страховых организаций, работающих в ОМС до 120 млн. рублей. Количество компаний резко сократится (сейчас в РФ работает в ОМС 95 компаний, будет 6-10). Все риски страховые компании будут брать на себя. Издержки будут оплачиваться, как и сейчас за счет средств переводимых территориальным фондом ОМС в страховые компании на ведения дел.
Пациент: Коснутся ли изменения выдачи квот на бесплатное обслеование в диагностическом центре?
И. Ушаков: 1) Диагностический центр получает средства из ОМС в ограниченном количестве (финансовая квота). Если финансовая квота увеличится, то увеличится и квота на бесплатное обследование.
2) Практически все расходы на содержание и обеспечение бесплатной медицинской помощью, кроме части зарплаты, расходных материалов, диагностический центр берет на себя и оплачивает их из дохода от платных услуг. Также за счет этих средств приобретается современное оборудование, проводится ремонт и пр.
Пиколо: Насколько уличится в результате реформ финансовое положение докторов, среднего и младшего медицинского персонала? За чей счет? не секрет, что врачи получают мало, (еще меньше - сотрудники более низкого ранга), хорошо лечить может только сытый, обеспеченый, уверенный в своем будущем врач. Так ради чего все это? как будет работать схема?
И. Ушаков: Как я уже говорил принципиально мало, что меняется. Увеличение финансирования здравоохранения будет осуществляться за счет увеличения страхового взноса на ОМС с 3,1 до 5,1%. То есть дополнительные расходы будет оплачивать работодатель. На него ляжет большая финансовая нагрузка. Первые 2 года эти дополнительные средства (предполагается, что это будет 460 млрд. руб.) будут направлены на ремонт больниц и поликлиник, приобретение оборудования, повышение тарифов, компьютеризации системы здравоохранения. Начиная с 2013 года все дополнительные средства будут направляться в регионы. Конкретно на сколько увеличится зарплата пока не ясно. Но думаю не намного. Это больше зависит не от федеральных властей, а от региональных. В Иркутской области планируется переход на новую систему оплаты труда в здравоохранении. Предполагается, что зарплата в этом случае должна повыситься в среднем на 30%. Но она будет зависеть от объема и качества выполненной работы.
Элла: Разъясните суть реформы: что конкретно изменится для пациентов и медицинских работников. насколько череваты различные нововедения (в памяти сразу всплывает реформа с монетизацией льгот )
И. Ушаков:
1) Законодательно закрепляется право выбора пациентом страховой организации, больницы, врача (если врач даст согласие на этот выбор). Пациент имеет право на возмещение от страховой медицинской организации или медицинской организации ущерба, причиненного в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением страховой медицинской организацией по организации и предоставлению медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Следует отметить, что законопроект принят в первом чтении и ко второму чтению возможны изменения и серьезные. Подождем осени.
2) К сожалению, во всех законах и законопроектах мало говорится о правах медицинских работников.
Бальзам: Как на ваш взгляд, отмена лицензирования больниц и получение лицензий исключительно врачами - это благо или наоборот, проклятие? На мой взгляд, необходимо и то и то, так как ни один, даже супер-пупер профессиональный врач не сможет без должного инструмента, без лекарств, оборудования, квалифицированного персонала в домашних условиях или «уведомленном властями» кабинетом вырезать кухонным ножом аппендицит, грубо говоря. С другой стороны, лицензированные клиники должны быть уверенны в профессионализме врачей, так как узи-аппаратами гвозди забивать тоже не эффективно. Таким образом, контроль за профессионализмом и соответствии высокому требованию по охране здоровья и возможности оказания помощи, на мой взгляд, должен осуществляться со всех сторон. Разъясните вашу профессиональную позицию.
И. Ушаков: Согласен с Вашей позицией. В ответе Veste я об этом уже говорил. Что касается лицензирования врачей, то эта норма существует во многих странах и она конечно повышает ответственность врачей.
Полина: Здравствуйте. Скажите, лицензирование врачей даст возможность с документами о подтверждении своей квалификации российского образца работать без дополнительного обучения за границей? приведет ли это к повышению конкурентности врачей на международном рынке. И еще один вопрос, должны ли подтверждают свою квалификацию медицинские сестры?
И. Ушаков: 1) Во-первых, лицензирование врачей планируется начать с 2014-2015 года. И пока не существует ни каких правил. Сомневаюсь, что при переезде работать врачом заграницу Вам не понадобиться сдача экзаменов или прохождение курса обучения. Даже при наличии лицензии. Конкуренции врачей на международном рынке нет, и вряд ли предвидится. Дефицит медицинских кадров имеется во всем мире.
2) Медицинские сестры обязаны подтверждать свою квалификацию.
|