Иркутский диагностический центр Медицина, основанная на доказательствах
КАЛЕНДАРЬ
<< 2011 год >>
ЯнвФевМарт
АпрМайИюнь
ИюльАвгСен
ОктНояДек
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Как записаться на исследование?
ответ
Какая система скидок действует в ИДЦ?
ответ
Существует ли в ИДЦ система предварительного бронирования услуг?
ответ
здравствуйте, подскажите,пожалуйста, к какому специалисту мне обратиться: у меня на ногах сосудистые звездочки, возможно ли их убрать и если возможно, то к какому специалисту необходимо записаться?
ответ
Как получить направление?
ответ
ПОИСК

карта сайта
карта сайта
план здания
план здания
on-line консультация ICQ <meta name='yandex-verification' content='49a70c931d38bde6' />
on-line консультация
ICQ
точки забора крови
точки забора крови
ДиаМА: диалог, менеджмент, аналитика

28.10.11

ДиаМА: диалог, менеджмент, аналитика

Диагностические центры могут служить моделью медицинской организации 21 века

XX юбилейная конференция диагностической медицинской ассоциации ДиаМА прошла в деловом стиле, который в принципе является «фирменным знаком» диагностической службы. Важный штрих к портрету ассоциации: конференция начала работу в 9 часов утра в воскресенье.

В самой программе форума не было предусмотрено парадных отчетов и воздания почестей: в повестку включили вопросы, которые на данный момент являются наиболее актуальными для здравоохранения России, а значит и для диагностических центров. Это, конечно, участие центров в программе модернизации - трудности и пути их разрешения. Обсудили преимущества и недостатки работы диагностических центров различной организационно-правовой формы. Рассмотрели тему юридической защиты медицинских организаций, вопросы контроля качества медицинских услуг, аспекты информатизации здравоохранения, частно-государственного партнерства в обеспечении деятельности диагностических центров.



«Диагностическая Россия»

В приветствии, которое направила участникам ДиаМА заместитель министра здравоохранения и социального развития России Вероника Скворцова, дана оценка работе диагностических центров: «За очень короткий отрезок времени вам удалось создать центры европейского уровня благодаря разработке и внедрению организационных подходов и современных медицинских информационных систем. Подходы к менеджменту качества здесь также инновационные, новые для российского здравоохранения. Диагностические центры являются ведущими медицинским организациями в своих регионах. Опыт их деятельности очень интересен и важен для работы Минздравсоцразвития России».

Что касается самой ассоциации, ее роль, как экспертного сообщества, четко обозначил полномочный представитель Президента России в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский: «Современные тенденции в здравоохранении диктуют необходимость оперативного обмена опытом организации работы, информацией о новых методах диагностики, прогрессивных способах управления. Этому успешно способствует деятельность диагностической медицинской ассоциации. ДиаМА позитивно влияет на активность диагностических центров, эффективность их работы, рост квалификации специалистов».

По мнению ректора Иркутской государственной академии последипломного образования проф. Владимира Шпраха, главное отличие и преимущество диагностических центров в том, что они - «идеал лечебно-научно-учебных центров - то, к чему надо стремиться. И еще что очень важно: удовлетворенность населения оказанием медицинской помощи в диагностических центрах значительно выше, чем в среднем по стране в других медицинских учреждениях». Как в шутку заметил ректор ИГАПО, «если бы ассоциация участвовала в выборах в Государственную Думу, она безусловно прошла 7-процентый барьер и появилась бы новая фракция - «Диагностическая Россия».




О самом главном

Деловой характер конференции придало обсуждение в самом ее начале важнейшего вопроса - необходимость медицинских учреждений определиться со своей организационно-правовой формой. Задача, которая ранее не стояла, так как был совершенно понятен механизм работы в рамках принятой бюджетной классификации со всеми вытекающими возможностями, сегодня требует скорейшего, но очень взвешенного решения от руководителей ЛПУ, в том числе диагностических центров. Федеральный закон N83 диктует необходимость определиться, будет ли учреждение казенным, автономным или бюджетным.

Главный врач Ставропольского диагностического центра, д.м.н., профессор Геннадий Хайт представил детальный анализ особенностей работы диагностических центров различной организационно-правовой формы. Исследование четко показывает преимущества и недостатки каждой из форм в плане источников финансирования ЛПУ, его финансовой самостоятельности, прав на имущество, а также полномочий руководства медицинского учреждения.

Идеальной организационно-правовой формы, наверное, не существует в принципе. Но из трех возможных вариант казенного учреждения для диагностических центров самый неприемлемый. Все средства, которые такое ЛПУ может заработать по внебюджетной деятельности, должны будут возвращаться государству. Говорить о том, что полномочия руководителя казенного учреждения расширяются, неуместно.

Для диагностических центров интерес представляют автономные и бюджетные учреждения. Хотя и здесь существуют нюансы в правомочности оказания платных услуг, если данный вид помощи включен в программу госгарантий. Также устанавливаются определенные ограничения на возможность учреждения использовать заработанные деньги.

Разумный баланс госзадания для ЛПУ и оказания платных медицинских услуг предъявляет особые требования к плановой и экономической службам учреждения, подбору грамотных руководителей этих подразделений. Соответственно, особого внимания заслуживает определение экономической целесообразности увеличения гозадания, приобретения оборудования, использования энергосберегающих технологий, рационального использования средств, как полученных через государственное задание, так и заработанных по платным услугам. «Идеальные» условия для учреждений здравоохранения - это возможность зарабатывать деньги самостоятельно и быть рентабельными, а не просто замещающими свои расходы. В противном случае большинство из них так и будут жить от одного нацпроекта до другого.

Вывод, по мнению профессора Хайта, таков:

- Коренному переосмыслению необходимо подвергнуть сам способ обеспечения государственных заданий в сфере здравоохранения. На повестку дня выходит вопрос о том, должно ли государство обеспечить общественные нужды в сфере здравоохранения только силами подведомственных государственных учреждений, или возможны другие варианты. Не целесообразно ли государству в ряде случаев закупать медицинские услуги у частных организаций, заниматься реализацией проектов частно-государственного партнерства, шире использовать механизм аутсорсинга.

Вступление в силу федерального закона N83, снятие формальных ограничений для вхождения в систему ОМС частных медицинских клиник, переход на одноканальное финансирование и другие меры серьезно меняют не только способ финансового обеспечения медицинских организаций, но и подходы к выбору этих организаций. Требование повысить экономическую эффективность рано или поздно поставит вопрос, а какова судьба учреждений, не способных по объективным причинам соответствовать этим требованиям? Стоит ли строить для них новые здания или следует вообще закрыть подобные учреждения, ориентируясь на закупки медицинских услуг у частных организаций, в том числе обеспечивая более широкое участие их в системе ОМС? Очевидно, что уже сейчас государству нужно методически прорабатывать подобные вопросы и давать на них ответы, а самим коллективам медицинских учреждений готовиться к возможным вариантам принятия решения.




Защита от рисков

Среди других ближайших задач системы здравоохранения России, включая диагностические центы - информатизация отрасли.

- Сегодня на рынке есть разные информационные системы, но ни одна из них не удовлетворяет полностью потребностям медицинского учреждения. Нередко система ставится для галочки, тогда она просто мешает работать медицинскому персоналу. Если же информационные системы разрабатывать или модернизировать с применением современных технологий менеджмента, мы можем избежать многих ошибок и добиться повышения эффективности деятельности ЛПУ, - убежден главный врач Иркутского диагностического центра Игорь Ушаков.

До их пор в России попытки информатизации сводились к тому, как помочь органам управления здравоохранением собирать отчеты. Наконец в Минздравсоцразвития РФ создан профильный департамент и экспертный совет. Информатизация здравоохранения стала политикой государства, что, по общему мнению участников конференции ДиаМА, внушает большие надежды.

Насущная проблема - управление качеством медицинских услуг. Главный врач Новосибирского областного клинического диагностического центра, д.м.н. Юрий Бравве считает, что появление новых законов, которые регламентируют оказание медицинской помощи, и растущая правовая грамотность населения диктуют медицинским организациям необходимость выстраивать грамотную систему защиты от репутационных и финансовых рисков.

В Новосибирском ОДЦ создана служба контроля качества медицинской помощи, которая занимается целевой и плановой экспертизой. Поводом для целевой экспертизы является обращение пациента, запрос минздрава или правоохранительных органов, учреждений, уполномоченных осуществлять вневедомственный контроль, указания главного врача, решения врачебной комиссии в случае летального исхода, развития серьезных осложнений в период лечения или диагностических процедур. Плановая экспертиза проводится ежемесячно руководителями структурных подразделений случайной выборкой не менее 1% от числа принятых пациентов.

Результат экспертиз в Новосибирском диагностическом центре является основанием для разработки и утверждения стандартов медицинской помощи, алгоритмов и внутренних инструкций, определяющих порядок оказания помощи, совершенствования экономической базы, повышения квалификации медработников, решения кадровых вопросов, внедрения механизмов экономического стимулирования.




Кризис, как стимулятор идей

Опыт частно-государственного партнерства - тема, актуальность которой особенно велика в условиях дефицитности территориальных Программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. По словам заместителя главного врача Нижегородского областного клинического диагностического центра Ольги Гудушиной, возможность убедиться в этом представилась, когда в регионе сложилась критическая ситуация с проведением КТ-исследований.

Томографы периодически нуждаются в замене трубки, а в бюджетах соответствующих уровней эти средства, как правило, не заложены. Но даже если деньги есть, сама процедура замены, регламентированная федеральным законом, проходит минимум 60 дней, а в случае нарушения сроков кем-то из участников процесса срок ожидания поставки и установки оборудования по госконтракту затягивается на месяцы.

- Более 40 процентов КТ-исследований в регионе выполняются в нашем учреждении. Таким образом, если ломается томограф в диагностическом центре, ситуация становится критичной не только для одного учреждения, но и для области в целом, - говорит Ольга Гудушина.

В НОКДЦ посчитали: в 2009 году суммарный простой двух аппаратов КТ из-за поломок составил 16,5 месяцев, в количестве непринятых пациентов это 1580 человек, которым своевременно не было поставлен диагноз и соответственно не назначено лечение. В 2010 году три месяца суммарный простой и 360 условных пациентов не были приняты. И уже в 2011 году два аппарата в простое суммарно 9,5 месяцев, более тысячи условных пациентов остались без диагностической помощи.

Сложение и анализ всех отрицательных последствий простоя – растет очередности на исследования, сверхнормативно увеличивается нагрузка на работающие аппараты, что повышает риск их преждевременного выхода из строя, ухудшаются условия труда для врачей - в Нижегородском ОКДЦ нашли оригинальное и, как оказалось, рациональное управленческое решение.

Частный инвестор вложил собственный капитал в покупку нового КТ и, согласно договору о сотрудничестве, обязуется обеспечивать текущий и капитальный ремонт, в том числе замену трубки в течение пяти рабочих дней. Со своей стороны диагностический центр предоставляет помещения, организует поток пациентов и вносит арендные платежи, которые представляют собой процент от дохода по оказанию услуг именно на этом томографе. Что очень важно, договор предусматривает оказание на данном аппарате как платных услуг, так и бесплатных, за счет средств ОМС.

Преимущества такого подхода очевидны. Срок ремонта техники сократился, срок ожидания пациентом услуги сократился. Без дополнительных бюджетных вложений государственное здравоохранение получило возможность дополнительно предоставить пациентам востребованные медицинские услуги в рамках Программы госгарантий, то есть бесплатно.




Новый шаг в развитии

Опытом организации центра ядерной медицины поделился с участниками конференции председатель правления АО «Республиканский диагностический центр» (Астана, Казахстан) Амир Ахетов.

Казахстан - очень большая по территории страна с низкой плотностью населения, и пока циклотрон и ПЭТ-сканер находятся только в Астане на базе диагностического центра. Но учитывая, что изотопы живут всего по два часа, в перспективе второй ядерный центр должен открыться в Алма-Ате. Таким образом, решится задача обеспечения доступности населению высокотехнологичной помощи в области ядерной медицины: Астана - север, Алма-Ата - юг.

По мнению господина Ахетова, работа центра ядерной медицины неоценима: это возможность диагностировать онкологические заболевания на самой ранней стадии развития, а также корректировать лечение, оценивая накопление препарата в опухоли и процесс редукции новообразования. Одним словом, в Казахстане смогут делать все, что сейчас делают на Западе. Причем, учитывая, что для среднего жителя Казахстана полное «ядерное» обследование довольно дорого, диагностический центр Астаны получил государственный заказ на данную процедуру.

- Мы решили, не теряя функций диагностического центра, сделать крен на малоинвазивную радиохирургию именно в онкологии. Принято решение в 2012-2014 годах создать на базе нашего учреждения мощный радиохирургический центр с передовой технологией и полным набором оборудования: гамма-нож, кибер-нож, протонная медицина, радионуклидная медицина. Все это, используя близость ядерного реактора и ПЭТ для скринингового обнаружения рака, позволит центру решать одну из самых актуальных проблем медицины – ранняя диагностика и эффективное лечение онкозаболеваний, - говорит Амир Ахетов.

Конечно, возможности диагностического центра, который является частью национального медицинского холдинга, изначально выше, чем возможности обычного ОДЦ в России. Тем не менее, сообщение было воспринято с большим интересом. Участники конференции отметили, что национальный медицинский холдинг Казахстана - акционерное общество, где 100% капитала владеет государство - может служить примером того, как следует организовывать систему оказания медицинской помощи.

Через год, в 2013 г., члены ДиаМА получат возможность подробнее поговорить о работе медицинского холдинга Казахстана и увидеть все своими глазами: XXII конференция ассоциации пройдет в Астане.

А следующая конференция ДиаМА состоится в 2012 г. в г. Москве.


Справка «МГ»

- ДиаМА объединяет 41 диагностический центр из пяти стран СНГ.

- Здесь работают 48 докторов наук, 485 кандидатов наук, 40 заведующих кафедрами медицинских вузов.

- Диагностические центры в год принимают более 10 млн. пациентов.


Елена БУШ, соб. корр. «МГ».

г. Иркутск, ул. Байкальская, 109
Запись на исследования в Иркутске по тел. 8(3952) 211-240, 259-777
в Братске по тел. 8(3953) 305-350
Через сайт www.dc.baikal.ru/online/
Режим работы: понедельник-суббота с 8.00 до 20.00, выходной - воскресенье
Телефон «горячей линии»: 8(3952) 211-252.
* Все персональные данные сотрудников, представленные на сайте, опубликованы с их личного письменного согласия в соответствии с ФЗ «О персональных данных»