28.10.11
Объединяя страны и специалистов
В сентябре 2010 года президентом Диагностической медицинской ассоциации был избран главный врач Иркутского диагностического центра к.м.н. Игорь Ушаков. Одна из главных задач, которую поставил перед собой и другими членами ассоциации вновь избранный президент - объединить все диагностические центры и России, и СНГ.
Уже сегодня диагностическая ассоциация - одна из немногих общественных организаций, которая объединяет не только медицинские учреждения, но и государства. Сегодня в ее составе диагностические центры четырех стран - России, Белоруссии, Казахстана и Молдовы. До конца текущего года членами ДиаМА станут медицинские организации Украины, а также несколько российских.
«Формально наша организация вне политики, но фактически она делает не меньше, чем дипломатические службы государств. Не случайно символика ДиаМА официально дополнена гербом СНГ», - подчеркивает Игорь Ушаков.
- Игорь Васильевич, в следующем году ассоциация отметит 20-летний юбилей. И если ДиаМА существует так долго, значит, она нужна?
- Она необходима, как объединение профессионалов, у которых одинаковые подходы к работе и схожие взгляды на систему здравоохранения. Членство в ассоциации дает нам всем возможность общаться и поднимать вопросы, которые в одиночку решить невозможно.
Одна из главных задач, которая стоит передо мной и членами ДиаМА - повысить деловую активность и статус ассоциации. И, надо отметить, в нынешнем году наметились серьезные позитивные перемены в отношении к диагностической службе со стороны министерства здравоохранения и социального развития России.
Во время недавней встречи с заместителем министра Вероникой Скворцовой мне удалось донести информацию о деятельности диагностических центров, которые представляют собой не просто передовые медицинские учреждения с хорошим уровнем оснащенности и грамотным менеджментом, а мощные научно-лечебно-образовательные комплексы.
В системе диагностической службы России трудятся 14 тысяч врачей очень высокой квалификации. На базе центров работают кафедры медицинских университетов, где ведется подготовка будущих специалистов и научные исследования. А значит, здесь быстрее внедряются новые методики, что, несомненно, повышает эффективность диагностики.
В настоящее время представители ДиаМА принимают участие в работе департамента организации медицинской помощи Минздравсоцразвития по подготовке нормативно-правовых документов, которые четко определяют роль и место диагностических центров в системе здравоохранения. На мой взгляд, диагностические центры - это готовая модель организации оказания специализированной амбулаторной помощи. И на эту модель можно ориентироваться при дальнейшем реформировании медицинской отрасли.
Практически во всех центрах выстроена эффективная система управления качеством, и объективно качество услуг в диагностических центрах выше, чем в других учреждениях регионов. Тот факт, что при растущей конкуренции на медицинском рынке все больше пациентов отдают предпочтение именно диагностическим центрам, говорит именно о качестве их работы.
- Кстати, о конкуренции. В регионах становится больше неплохо оснащенных лабораторий, в то же время говорить о стопроцентной достоверности исследований во всех этих лабораториях не приходится.
- К сожалению, эта проблема существует, и мы пытаемся ситуацию изменить. В частности, ДиаМА предложила Минздравсоцразвития реализовать пилотный проект по централизации лабораторной и гистологической службы в пяти субъектах РФ. Это не потребует каких-либо дополнительных бюджетных расходов, покупки дополнительного оборудования, так как технологии у нас имеются. Необходимы только организационные меры и решение вопроса о финансировании услуг диагностических центров из системы ОМС.
В течение года участники «пилота» готовы показать, какова эффективность именно такого - централизованного подхода к организации диагностической помощи в регионе. В частности, по достоверности результатов исследований, показателю ранней выявляемости заболеваний, не говоря уже об экономической составляющей. Все логистические схемы централизации лабораторных исследований на уровне региональных диагностических центров уже отработаны в ряде субъектов, а именно в Алтайском крае, Екатеринбурге, Иркутской области, Краснодарском крае, Москве.
- Звучит заманчиво: не вложив ни копейки, государство может получить серьезный результат. Но без административного ресурса такой проект реализовать, наверное, невозможно?
- Конечно, нет. В указанных территориях это делается только с использованием административных рычагов. В Иркутской области также достигнута договоренность с региональным министерством здравоохранения, что с 2012 года мы начнем процесс централизации.
Разумеется, если пилотный проект получит статус федерального, резонанс будет сильнее, и в случае успешного завершения - а в успехе мы не сомневаемся! - данный подход станет политикой органов управления здравоохранением по всей стране. В Европе давно практикуют такой подход.
- Очередной этап и важная задача развития российского здравоохранения - информатизация. Насколько мне известно, в Иркутском ДЦ этот этап давно пройден. Вы готовы делиться опытом с коллегами по ассоциации?
- Задача настолько важная, что в сентябре в Иркутске открыт первый в России центр компетенции по разработке и внедрению медицинских информационных систем в сфере здравоохранения. За основу взята именно та информационная система, которая уже показала свою эффективность в Иркутском диагностическом центре, и теперь может быть использована во всех диагностических центрах, а также поликлиниках.
Выбор пал именно на ИДЦ потому, что наше учреждение имеет десятилетний успешный опыт разработки программ и информационных систем на свободном программном обеспечении (СПО). А в 2011 году центр вошел в число организаций-разработчиков национальной программной технологической платформы.
Свою информационную систему мы назвали менеджмент ориентированной, потому что она построена на принципах интеграции медицинских, управленческих и информационных инновационных технологий. В ней реализованы ключевые принципы современного учреждения здравоохранения - эффективное управление и качественное медицинское обслуживание.
Что имеется в виду? Информационная система обеспечивает оперативную работу всех отделов медицинского учреждения на всех этапах, начиная от момента регистрации пациента и заканчивая процессом выдачи результатов исследований на руки. Она также позволяет за короткий срок снизить потери и неэффективные финансовые расходы в каждом ЛПУ, а значит и в системе здравоохранения региона; обеспечить доступность медицинской помощи каждому жителю территории; освободить от непроизводственных функций врачей и медсестер; повысить эффективность использования врачебной должности; ликвидировать «теневые доходы»; усилить социальную защищенность коллектива ЛПУ; обеспечить получение достоверной статистической информации о деятельности ЛПУ в режиме on-line и пр.
- Можно ли измерить эффективность информатизации, не преувеличивается ли ее значение?
- Эффективность внедрения информационной системы неизбежно должна отражаться на показателях работы учреждения. Если говорить об Иркутском диагностическом центре, динамика роста объемов медицинских услуг за 6 лет при неизменном штатном расписании составила 225%. Уровень качества лечения достиг 0,999 - максимальный по Иркутской области. Выявляемость онкопатологии ЖКТ в 0 (in situ) и I стадиях достигает 40% (в среднем по России 5-7%). Результаты гистологических исследований до 90% случаев предоставляются уже через сутки, а не через 8-9 дней, как в среднем по России. Эффективность использования медицинского оборудования увеличилась на 228%.
Далее, благодаря информатизации время ожидания пациентом проведения исследования или консультации снизилось до 15 минут. Доля рабочего времени, затрачиваемого на пациента, выросла до 95%: врачи теперь занимаются только врачебной практикой, они освобождены ото всех непрофильных действий и процессов.
Что касается экономической составляющей, динамика роста дохода на одну врачебную должность за 6 лет при неизменном штатном расписании составила 288%. Динамика роста зарплаты врачей и медсестер за этот же срок при неизменном штатном расписании составила 290%.
Доходы учреждения ежегодно увеличиваются на 25-30% . На 50 млн. руб. в 2010-2011 г. снизились неэффективные расходы и финансовые потери ИДЦ.
Убежден, информатизация, если она основана на качественном продукте, гарантирует высокую экономическую и общеуправленческую эффективность как отдельного учреждения, так и здравоохранения региона. Так, согласно нашим расчетам, для Приангарья экономия только от централизации и компьютеризации лабораторных исследований может составить около 300 млн. рублей в год.
- Сегодня ДиаМА - авторитетная и серьезная организация. Что завтра?
- Мы смотрим в будущее с оптимизмом. В наших планах - обновление сайта ДиаМА, который будет нести не только информационную, но и образовательную функцию. В частности, планируем проводить вебинары по различным темам. По сути это должен быть медицинский диагностический портал. На сайте будут созданы страницы, посвященные современным технологиям менеджмента, таким, как стандарты ИСО, бережливое производство, система сбалансированных показателей и пр. Появятся и страницы по стандартизации диагностических исследований, управлению и оценке качества, юридическому сопровождению деятельности центров.
Мы намерены более тесно взаимодействовать и сотрудничать с министерством здравоохранения и социального развития РФ, крупными общественными профессиональными медицинскими организациями. Наша ассоциация, обладающая большим опытом, мощным материально-техническим и научно-образовательным потенциалом, способна стать локомотивом в модернизации и реформировании систем здравоохранения на постсоветском пространстве. И мы готовы к этому.
Елена БУШ, соб. корр. «МГ».
|