Версия для печати
Не удивительно, что сегодня результаты лабораторных исследований, как наиболее доступного вида диагностической помощи, волнуют пациентов в первую очередь. Между тем, продвижение современных методов диагностики заболеваний зависит, во-первых, от материально-технической базы медицинского учреждения, а во-вторых – от заинтересованности персонала, его умения учиться и желания «двигаться в ногу» с прогрессом. Какой должна быть современная лабораторная диагностика? Что необходимо для того, чтобы снизить ошибки при выполнении анализов и обеспечить высокое качество? Об этом мы беседовали с заведующей кафедрой клинической лабораторной диагностики Иркутского института повышения квалификации врачей (ИГИУВ), консультантом клинической лабораторной диагностики отдела лабораторной диагностики Иркутского диагностического центра (ИДЦ), профессором Раисой Скворцовой
- Раиса Григорьевна, что представляет собой отдел лабораторной диагностики Иркутского диагностического центра?
- Отдел состоит из шести лабораторий – биохимии, гематологии, общеклинических исследований, молекулярной биологии, иммунологии, и лаборатории контроля качества исследований. В отделе лабораторной диагностики трудятся 58 человек. Персонал отдела - это высококвалифицированные специалисты: врачи, биологи, среднее и младшее медицинское звено. 80% врачей и биологов имеют высшую и первую квалификационные категории. 40 процентов среднего медицинского персонала так же имеют высокие категории. Спектр проводимых нами исследований очень широк. В арсенале отдела - более 360 поставленных методик, подавляющее большинство которых являются высокотехнологичными.
В процедурных кабинетах на заборе крови работают шесть медсестер. Их квалификацию отражает тот факт, что ежедневно каждая из них обслуживает около 100 человек. И это только 30% от числа всех исследований, проводимых в отделе. Остальные 70% анализов - это привозной материал, который поступает к нам со всей области.
- Вы стояли у истоков создания отдела. Многое изменилось за последние 10 лет?
- Очень многое. Мы постоянно стараемся совершенствовать процесс диагностики таким образом, чтобы лабораторные исследования стали максимально независимыми от человеческого фактора – основного источника ошибок. За 10 лет изменился не только приборный парк отдела, но и его персонал. Специалисты постоянно повышают свою квалификацию, как на кафедре ИГИУВ, так и в других городах России и за её пределами. Но одно из самых важных изменений произошло уже через год после торжественного открытия ИДЦ 10 июля 1999 года. Первоначально ИДЦ задумывался как городской центр, однако сразу стало ясно, что такое учреждение нужно не только в Иркутске. Поэтому 10 января 2000 года диагностический центр получил статус областного.
- А что дает такой статус?
- Главное – это возможность развития централизации клинико-лабораторных исследований. Хочу подчеркнуть, что этому вопросу уделяется огромное внимание в российской концепции развития клинической лабораторной службы с 2003 по 2010 год. Не секрет, что многие лаборатории области до сих пор очень плохо оснащены. У трети клинико-диагностических лабораторий (КДЛ) Иркутской области меню тестов не превышает 12-14 видов исследований, при этом широко продолжают применяться устаревшие методики. Крайне мала автоматизация и компьютеризация лабораторных исследований. Не говоря уже о том, что область у нас большая, но малонаселенная, и наводнить ее всю хорошими специалистами просто невозможно. Не хватает врачей клинической лабораторной диагностики, а специалистов среднего звена - еще меньше. В Иркутске всего два училища готовят специалистов среднего звена лабораторной диагностики, это 20-30 человек в год. В итоге - страдают пациенты в отдаленных населенных пунктах, таких как Киренск, Ербагачен, Бодайбо. Даже при наличии железнодорожного сообщения, например в г. Нижнеудинске, штат клинико-диагностической лаборатории заполнен лишь на половину.
- То есть жители этих районов не могут получить качественные исследования в своих лабораториях?
- Правильнее будет сказать – там могут сделать очень немногое из того, что требуется для правильной и точной диагностики заболеваний. Проблему помогает решать организованная диагностическим центром программа дистанционного забора крови. Суть программы в том, что пациент сдает кровь в ЛПУ по месту своего проживания, а исследуется кровь в лаборатории диагностического центра. Сегодня у отдела лабораторной диагностики ИДЦ более ста контрагентов (больниц, поликлиник и прочих медицинских учреждений) по всей области, которые могут по системе дистанционного забора крови отправить анализы и бесплатно обследовать своих пациентов. Образцы крови пациентов помещаются в термоконтейнеры. Каждый такой термоконтейнер приходит в ИДЦ с «паспортом», в котором указывается Ф.И.О. пациента, номер страхового полиса и перечень необходимых исследований. Результаты лабораторных тестов отправляются заказчику по электронной почте. В результате такой централизации улучшается сервисное обслуживание, повышается качество исследований и экономическая эффективность каждого анализа, что не может не отразиться на бюджете Иркутской области.
- Даже так?
- Конечно. Ведь сокращаются затраты на приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования для маломощных КДЛ. Их персонал высвобождается для выполнения рутинных анализов, необходимых для оперативного мониторинга за состоянием пациентов в стационарах, что позволяет врачам общей практики без дополнительной сложной лабораторной диагностики проводить лечение больных. Сокращаются затраты на приобретение реактивов, которые не эффективно расходуются в маломощных КДЛ. Улучшается система контроля качества проводимых исследований, которая гораздо экономичнее для КДЛ с большой производительностью.
- А как совершенствуется система лабораторной диагностики в ИДЦ?
- Не без гордости могу сказать, что сегодня отдел лабораторной диагностики ИДЦ - один из немногих лабораторных комплексов в регионе, гарантирующий качество своих исследований, как на внутрилабораторном, так и на федеральном уровне. Общеизвестно, что 80% ошибок диагностики связаны с этапом долабораторного исследования - неправильной подготовкой больного, нарушением процедуры взятия крови у пациента, нарушениями условий хранения при доставке материала в лабораторию, и наконец, с халатностью при заполнении направлений на анализ. Все это приводит не только к невозможности определить истинные значения биоматериала, но и может стать причиной ошибочного диагноза.
У нас же каждый сотрудник знает круг своих обязанностей. Соблюдение стандартных операционных процедур (СОП) при выполнении исследований позволяет исключить ошибки, связанные с человеческим фактором. Для решения этой же задачи балы введена система штрих-кодирования (такая же, как в супермаркетах), которая обусловлена целым рядом факторов:
• наличием на всех автоматических анализаторах считывающих устройств;
• наличием сервера в ИДЦ, где в электронном виде хранится вся информация о пациенте и результатах медицинских обследований, пройденных им в нашем центре;
• наличием лабораторной информационной системы, которая позволяет контролировать весь алгоритма проведения лабораторного исследования: от взятия крови до поступления результатов на электронную карту пациента.
Даже перед тем, как утилизировать пробирку с исследованной кровью, ее проверяют по штрих-коду – выполнен ли весь спектр назначенных исследований?
Ежедневно в автоматическом режиме идет проверка работы приборов, сроков годности реактивов, проводятся контрольные замеры. Кровь для исследования забирается только в вакуумные контейнеры (не в шприц). Это гарантирует быстроту взятия крови, точность исследований, безопасность для пациента и медицинского персонала, а также возможность использования этих пробирок при работе с автоматическими анализаторами, не переливая кровь в другие пробирки. Чтобы «не утонуть» в потоке информации, в диагностическом центре постоянно совершенствуется система регистрации и распределения лабораторных анализов. Одно из обязательных требований - направления на все виды исследований в ИДЦ оформлять только на наших фирменных бланках, считываемых автоматическими сканерами.
Такой системный подход к работе помогает выполнять нашу главную задачу – способствовать улучшению здоровья пациентов, предоставляя широкий спектр медицинских услуг неизменно высокого качества.
Татьяна Андреева, газета «Копейка», 17 ноября 2010г.
Лаборатория - прайс
Статья «Полностью здоров» В рамках постоянного проекта нашей газеты «Журналист меняет профессию» корреспондент «СМ Номер один» отработал лаборантом в Иркутском диагностическом центре. Отдел лабораторной диагностики состоит из шести лабораторий —гематологии и гемостаза, биохимической, иммунологической, общеклинической, молекулярной биологии и контроля качества. Для человека далекого от медицины трудно даже просто понять, чем они занимаются, не говоря уж о том, чтобы устроиться туда работать.
Сдаем анализы по-новому: с 8.00 до 15.00
|