Версия для печати
В борьбе с невидимым врагом - болезнью - человек тем вернее выиграет схватку, чем точнее и быстрее узнает врага «в лицо». Конечно, определить этого врага больному должен помочь врач, который его обследует, анализирует симптомы и лабораторные данные и ставит диагноз. И чем точнее и быстрее происходит диагностирование - тем легче справиться с проблемой.
В Иркутске вот уже пять лет действует областной Диагностический центр. О таком учреждении здравоохранения еще недавно приходилось только мечтать. Сегодня высококлассные специалисты одного из крупнейших и современных диагностических центров России помогают сотням и тысячам иркутян и жителей области обрести надежду, вернуть здоровье, а то и спасти жизнь.
О своем учреждении, таком нужном всем нам, рассказывает сегодня в беседе с нашим корреспондентом главный врач Иркутского областного диагностического центра, доцент, кандидат медицинских наук Игорь Васильевич Ушаков.
Диагностический центр построили в рекордный срок
Игорь Васильевич, 5-летняя история вашего учреждения уже повод для того, чтобы вспомнить, с чего все начиналось, как работает сегодня, и как будет развиваться дальше диагностический центр.
- Идея открытия в Иркутске Диагностического центра, как говорят, витала в воздухе. Материализовал ее в 1993 году бывший тогда мэром города Борис Александрович Говорин, подписав распоряжение о создании современного ДЦ. Потребность в Центре была очень высока - в больницах и поликлиниках, конечно, было диагностическое оборудование, но оно было преимущественно не современное и его явно было не достаточно. Как только соответствующее решение было принято, я стал вплотную заниматься этим проектом - для этого пришлось оставить работу на кафедре факультетской терапии ИГМУ.
На первых порах было очень трудно решить вопрос с финансированием, ведь это, напоминаю, был 93-й год, когда были еще очень ощутимы последствия недавнего финансово-экономического кризиса. Японский Эксимбанк тогда предложил Росси 500-миллионную (в долларах) программу финансирования социальных проектов. Кредит был очень выгодный, с низкой процентной ставкой, а гарантом выступало государство. Два года мы работали, чтобы получить этот кредит.
- Но вот и эта проблема, как видно, решилась, и вы начали строительство?
- В 1996 году вышло распоряжение Правительства России о выделении нам кредита в сумме 16,15 млн. долларов, а 1 ноября 1997 года мы заложили первый кирпич в основание этого прекрасного здания, в котором сейчас находимся. Вела строительство югославская фирма «Ксемитрейд». Все делали с нуля и сдали центр под ключ всего за полтора года.
Впереди России всей
- Оборудование тоже установили сразу?
- Оно было уже доставлено, но мы не успели его растаможить - как грянул дефолт 98-го года. Начались новые проблемы! Но несмотря ни на что, 10 июля 1999 года наш Диагностический центр торжественно открылся. 12 июля врачи приняли первых пациентов, и сразу началась интенсивная работа. Уже вскоре мы принимали в день по 250 человек, а сейчас число посещений доведено в среднем до 1050-1100 в день. И, если уж говорить о нашем оборудовании, то оно у нас было действительно новейшим. В России на то время не было аналогов по уровню технического оснащения и его концентрации в одном медицинском учреждении. Некоторые отделы и сейчас являются уникальными. Так, профессор Цинзерлинг, главный детский патологоанатом Минздрава России, считает, что отдел патоморфологии и цитологии у нас на уровне лучших лабораторий Европы и самый лучший в России. Мы единственные в России готовим для федеральной системы внешней оценки качества стандартные материалы. Это говорит о высочайшем качестве нашей работы. Наш отдел лабораторной диагностики тоже один из самых современных в России является экспертной лабораторией Минздрава России. Результаты наших исследований принимаются в любой клинике России и за рубежом.
Чтобы не попасть в клешни рака
На вашем Диагностическом центре для многих людей сходится, наверное, свет клином. Я говорю о том, что иногда люди обращаются сюда, чтобы рассеять или подтвердить самые страшные подозрения…
Одним из самых важных принципов нашей работы при любых исследованиях является онконастороженность. То есть повышенное внимание к любым предраковым состояниям, стремление выявить онкологические заболевания на самых ранних стадиях развития. Показатели ранней диагностики рака желудка и кишечника у нас одни из самых высоких в России. В среднем наши цифры по раннему обнаружению рака в 5-6 раз выше, чем по России. Бывает много случаев, когда врачи отдела эндоскопии обнаруживают рак на нулевой стадии, то есть с появлением первых раковых клеток.
- Но для этого нужны, как нетрудно понять, и хорошо подготовленные специалисты?
- Конечно, потому что самое передовое оборудование без грамотного использования - это просто металл. К качеству работы и профессионализму врачей у нас очень высокие требования. Наши врачи эндоскописты проходили стажировку в лучших клиниках России, Франции, Японии. Обучение, повышение квалификации идет непрерывно. Прежняя норма выезжать на стажировки один раз в 5 лет сегодня безнадежно устарела. Этого мало, недопустимо мало! Медицина меняется стремительно, и раз в пять лет может безнадежно устареть и техника, и методы лечения, и даже подход к нему. Поэтому наши врачи постоянно выезжают на курсы, семинары, конференции в соседние регионы и в центральную часть России, за рубеж, используются и телекоммуникационные технологии обучения.
Основным же нашим принципом является максимальное удовлетворение потребности пациентов в качественной медицинской помощи. На это направлены все наши технологии, в том числе и управленческие, финансовые, экономические, кадровые. Проблему обслуживания пациента мы решаем комплексно. У нас есть технологии, оборудование, о которых на периферии даже и не слышали. Но в борьбе за качество мы не то что бы контролируем каждый шаг и каждое действие врача мы его всесторонне оцениваем. Для качественной работы врачи имеют серьезную мотивацию достойную зарплату, им обеспечивается и так называемый социальный пакет. На повышение качества медицинских услуг работает и корпоративная культура, которую мы сформировали у себя.
Можно ли купить здоровье?
- Игорь Васильевич, Диагностический центр обслуживает не только иркутян, но и жителей области. В каком соотношении?
- Мы как областное учреждение здравоохранения работаем, конечно, и на область, и на областной центр. Соотношение пятьдесят процентов на пятьдесят.
- И в продолжение вопроса: в сознании многих людей прочно сидит мнение, что пациенты, которые могут больше заплатить за лечение, получают более эффективное обслуживание. И здесь в более выгодном положении иркутяне. А бесплатные услуги и вовсе не вызывают доверия…
- Мы создали такую систему, при которой качество обслуживания не зависит от того, кто заплатил за ту или иную медицинскую услугу бюджет, страховая компания, предприятие или сам пациент. Здесь следует отметить, что бесплатными медицинские услуги могут быть только для того, кто их получает. Все равно за эти услуги кто-то платит учреждению. Иначе все рухнет. Нельзя разделять пациентов на бедных и богатых. Все должны иметь право получить медицинскую помощь высокого качества. Поэтому, во-первых, у нас для всех пациентов качество обследования одинаково высокое. Во-вторых, ни шприцов, ни своих простыней или рентгеновских пленок пациенту приносить не нужно, все необходимые материалы в нужном количестве у нас есть. Мы считаем, что только качественная медицинская услуга может быть в итоге наименее затратной! То есть: неудовлетворительно проведенная диагностика может оказаться ошибочной, а значит, потребует повторных анализов и дополнительных исследований, а если начато неправильное лечение то и лекарства, и средства на лечение тоже окажутся затраченными напрасно. И мы не раз убеждались - только правильная (читай: качественная) диагностика ведет к правильному лечению и скорейшему выздоровлению пациента. И это экономия огромных денег.
Болезни есть даже у космонавтов
- Игорь Васильевич, а вам попадаются здоровые люди?
В нашей среде есть такая поговорка: нет здоровых людей есть плохо обследованные пациенты.
То есть у каждого можно что-то найти?
- Ну да (смеется). Ведь и само понятие «здоровье» достаточно условно. Нынче и среди космонавтов нет абсолютно здоровых людей.
- И как же тогда жить, как относиться к себе?
- Просто чтобы дольше чувствовать себя бодрым, работоспособным и не ощущать болей, нужно думать о своем организме вовремя, не доводя до кризисов. То есть, нужна культура отношения к своему здоровью. Хорошо бы после 30, а уж после 40 лет - и тем более, регулярно, раз в год, обследоваться. Обязательно проверять желудок, кишечник; женщины должны так же ежегодно посещать гинеколога; нужно проверять и при необходимости стабилизировать холестерин в крови. То есть следить за работой органов и систем, пока дело не дошло до катастрофы. Потому что если человек спохватывается поздно, если болезнь запущена - там уже и лечение требуется более интенсивное, и осложнения нередки, не исключается и хирургическое вмешательство. А зачем этого всего ждать, если можно было на ранней стадии заметить отклонение и провести мягкое, щадящее, а затем и поддерживающее лечение?
Что ждет иркутян в нашем Центре?
- Игорь Васильевич, чтобы ваш коллектив мог выполнять свои задачи, как вы предполагаете продолжать работу, на что больше обращать внимание, по какому пути развиваться?
- Один из ведущих в России специалистов по вопросам организации здравоохранения профессор Линденбратен А.Л. считает, что наш центр находится в пятерке самых лучших учреждений в стране, а система управления, созданная у нас, соответствует мировому уровню. Это очень высокая оценка нашей работы, но останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо постоянное развитие, движение вперед. Для этого мы планируем:
1) и дальше улучшать качество наших медицинских услуг, изучать мнения врачей, пациентов (проводить анкетирование), выявлять проблемы, которые возникают в отношениях «врач - пациент» и решать их.
2) заняться поэтапным переоснащением диагностического центра. Технологии, как я уже говорил, развиваются стремительно, и мы чувствуем, что некоторое оборудование пора менять. К тому же работа наших врачей организована интенсивно, в две смены, и износ аппаратуры наступает быстрее, чем предусматривалось.
3) cледующий момент разработка и внедрение новых медицинских услуг. Хирургические и терапевтические методы лечения должны быть настолько высокоэффективными, чтобы пациент в стационаре задерживался не больше чем на 34 дня, а то и выписывался на следующий день.
Что еще? Хотим создать клинику семейного врача. Настоящую. Это сегодня очень актуально. Намерены также создать на нашей базе централизованную лабораторию для города и всей области, которая будет работать по принятым в мире стандартам и позволит сэкономить для бюджета колоссальные деньги.
- И, наконец, Ваши пожелания землякам?
- Думайте о себе, о своем здоровье! Думайте о врачах и медсестрах, которые работают на ваше благо. Не занимайтесь самолечением, доверяйте врачу. И, несмотря ни на что, будьте здоровы!
Любовь СУХАРЕВСКАЯ.
|